ЖД вокзалы Москвы: адреса, расписание, билеты, направления

ЖД вокзалы Москвы ежедневно обслуживают миллионы пассажиров.
Обновлено:

ЖД вокзалы  Москвы до недавнего времени исчислялись нечетным числом 9, но в 2021 году, с открытием нового Восточного вокзала, их стало десять.

Практически все они находятся в пределах третьего транспортного кольца столицы и находятся рядом со станциями метрополитена, чаще всего одноименными. Адреса, телефоны, расписание, билеты и о том как добраться до нужного вокзала и куда можно уехать с него,  вы узнаете в этой заметке, которая может быть полезной не только гостям, но и жителям Москвы, планирующим поездки по России и зарубежью.

Один из первых жд вокзалов Москвы — Белорусский (Смоленский, Брестский и т.д.)

история Белорусского вокзала от 19 века до наших дней в картинках. История Белорусского вокзала с открытия до сегодняшнего дня на фото.

Начну свой обзор с Белорусского вокзала по нескольким причинам:

Во-первых, у меня к нему особое расположение, т.к. долгие годы ездила сначала из Смоленска в Москву, а с 2010 года из Москвы в Смоленск каждые две недели. В Смоленске жили мои родители.

Во-вторых, с этим местом у меня ассоциируются любимые фильмы о Великой Отечественной войне

И в -третьих, мне очень нравится архитектура здания Белорусского вокзала, к тому же, моя работа находится в шаговой доступности от метро Белорусская и я ежедневно могу любоваться видом с площади тверской заставы на вокзал.

История Белорусского вокзала

Во второй половине 60 годов девятнадцатого столетия в Смоленском направлении было начато строительство железной дороги, которая в дальнейшем протянулась намного дальше Смоленска: до Минска и Варшавы. Дорогу назвали Московско-Смоленская, а вокзал получил имя Смоленский, строительство которого началось в апреле 1869 года и завершилось в сентябре 1870 праздничным открытием новой дороги и шестого по счету вокзала Москвы.

Однако через год, в связи продлением железнодорожных путей до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В связи с увеличивающимся потоком пассажиров наличие одной платформы создавало неудобства и поэтому в 1907 году была начата реконструкция вокзала. А в мае 1910 было пристроено новое правое крыло здания, а в феврале 1912 года — левое, которые были спроектированы архитектором Иваном Струковым.

В начале мая 1912 года Московско-Смоленскую дорогу переименовали в честь императора и она стала называться Александровской и вокзал тоже стал одноименным. Александровским он был до 1922 года, когда были объединены Московско-Балтийская и Александровская дороги в Московско-Белорусско-Балтийскую. А вокзал стал Белорусско-Балтийский вплоть до 1936 года, когда после очередной реорганизации вокзал получил название, под которым мы его знаем сейчас — Белорусский.

Именно с него уходили наши воины на фронты Великой Отечественной войны под марш "Прощание славянки", его увековечили в легендарном фильме с одноименным названием "Белорусский вокзал".

Расположение и транспортная доступность

Из моих строк понятно, что Белорусский вокзал находится возле метро с одноименным названием и дойти до него одинаково удобно как с кольцевой, так с радиальной станции метрополитена.

Вокзал расположен на третьем транспортном кольце, на переходе Ленинградского шоссе в Тверскую-Ямскую улицу. Перед зданием вокзала есть платные парковки для авто, остановки общественного транспорта по обеим сторонам площади Тверской заставы.

К вокзалу идут трамвайные пути, по которым курсируют маршруты №7(до станции метро Бульвар Рокоссовского Сокольнической линии метро) и №9, который привезет вас к зданию МИИТа.

Кроме того автобусами можно добраться и до других линий метрополитена: Таганско-Краснопресненской (авт.345,27, 904), до Солнцевской линии метро(авт.84,101), Калужско-Рижской(авт. 18,84) и Серпуховско-Тимирязевской — (авт 18,84, Т56, Т78 ), Арбатско-Покровской и Филевской линий (авт. 54,56,116).

МЦД-1 создал удобства для жителей двадцати районов МосквыС вводом в действие МЦД-1 двадцать районов столицы стали удобнее пользоваться городским транспортом.

Кроме этого 1-й Московский центральный диаметр-1, проходящий через станцию Белорусская соединяет посредством МЦК (14-ой станции наземного метро) со всеми остальными линиями метрополитена с переходом на станции Окружная.

Белорусский вокзал сегодня

В настоящее время Белорусский вокзал — современный транспортный узел, входящий в состав Московского центрального диаметра (МЦД) №1, соединившего станцию Одинцово с городом Лобня Московской области.

Через Белорусскую проходит аэроэкспресс в международный аэропорт Шереметьево каждые 30 минут.

С вокзала ежедневно отправляются поезда дальнего следования в западном направлении: в Берлин, Париж, Варшаву (правда из-за пандемии количество рейсов сокращено), а также Минск, Гомель, Калининград, Великие Луки, Полоцк, Брест и конечно же Смоленск, а также в северном направлении — в Рыбинск. 

До Минска и Смоленска курсируют помимо классических поездов со спальными вагонами, комфортабельные и быстрые “Ласточки” с доступными по цене билетами. купить их можно не выходя из дома на сервисах РЖД или таких как туту.ру

Как купить электронный билет на поезд дальнего следования.

Посмотреть действующее расписание на пассажирские поезда, следующие с Белорусского вокзала можно, кликнув здесь.

Кроме пассажирских поездов дальнего следования с Белорусского вокзала можно доехать на электричках от Можайска и Звенигорода на западе, до Дмитрова и Дубны на севере. Электропоезда обеспечивают передвижение между городами Кубинкой, Голицыно, Можайск, Одинцово, Бородино с запада и Лобней, Икшей, Дмитровым, Дубной на севере.

Актуальное расписание электричек со всеми изменениями можно посмотреть на официальном информационном сайте РЖД.

Ленинградский (Николаевский, Октябрьский) вокзал

Фото разных периодов Ленинградского вокзала москвы.Фотографии Ленинградского вокзала столицы.

Вторым по праву в обзоре будет Ленинградский вокзал, как самый старейший. Да-да, именно с Ленинградского вокзала началось железнодорожное сообщение между двумя столицами, Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом)

Ленинградский вокзал — единственный из 10 вокзалов столицы,который не находится в ведении управления Московской железной дороги. Как и сто пятьдесят лет назад управление вокзалом и Октябрьской железной дорогой происходит из Санкт-Петербурга.

История Ленинградского вокзала

По приказу императора Николая I было построено здание вокзала  для начала движения по Петербургско-Московской железной дороги. Авторами проекта стали архитекторы К.А.Тон и Р.А. Желязевич, который был завершен в 1949 году.

А уже в 1951 году началось регулярное движение поездов между Москвой и Петербургом. Этот вокзал является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. ВУ 1856 году он получил название Николаевский и вплоть до 1929 года мы его знали под этим именем.

В связи со сменой строя, сменилось и название вокзала — он стал Октябрьским.

А еще через год вокзал стал Ленинградским вслед за переименованием северной столицы из Петрограда в Ленинград и таким мы знаем его и сейчас.

Через десять лет вокзал коснулась первая реорганизация: он стал больше, появились почта, телеграф и справочное бюро, для пассажиров открыли транзитную комнату и сберкассу, увеличили количество билетных касс. В отведенных ранее для царской семьи отдельных покоях теперь разместилась комната матери и ребенка.

После войны 1941-1945 г.г. вокзал был отремонтирован и предстал перед пассажирами в 1950 году с обновленными интерьерами.

Вторая крупная реконструкция вокзала произошла в 1977 году, когда были выстроены новые здания. В настоящее время в здании вокзала также ведутся работы по обновлению фасада и внутреннего убранства.

Расположение и транспортная доступность

Три вокзала — Москва, В самом сердце столицы Отправляются в путь поезда, Фонари и перроны, проводницы, вагоны Уплывают в туманную даль.

О.Газманов

Ленинградский вокзал расположен на Комсомольской площади или, как еще ее называют, “Площади трех вокзалов”.  В шаговой доступности еще и Ярославский вокзал справа от Ленинградского, и напротив, через площадь, — Казанский вокзал.

Также слева находится платформа Каланчевская, входящая в состав второго Московского центрального диаметра, которая связала Рижское пригородное направление с Курским (от Нахабино до Подольска и далее до Тулы)

Здесь же находится и станция метрополитена “Комсомольская помощь” с выходами из кольцевой и Сокольнической линий.

На Комсомольской площади большое количество остановок наземного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов, которые частично заменили морально и технически устаревшие троллейбусы.

Через Комсомольскую площадь проходит и маршрут 7 трамвая, о котором вы читали выше, соединившего Белорусский и вокзалы на Комсомольской площади. Кроме него еще курсируют трамваи № 13 до Метрогородка на востоке столицы, №37 через метро Семеновская до Новогиреево, № 50 до метро Авиамоторная. Кольцевые маршруты А (до Лужников) и Т (соединившие станции метро Красносельская и Бауманская).

Электробус №14 довезет вас до Электрозаводской станции метро на Востоке и до платформы Ростокино(бывшая Северянин) на Северо-Востоке.

Ленинградский вокзал сегодня

Ленинградский вокзал  ежедневно отправляет в путь не только пассажирские поезда до Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Твери, Пскова и Великого Новгорода. Курсируют экспрессы типа “Сапсан”, двухэтажные фирменные поезда, а также легендарная “Красная стрела” и “Невский экспресс”. Подробнее узнать о расписании движения, ценах на билеты и другие нюансы можно узнать перейдя по ссылке на официальный сайт вокзала:

Ленинградский вокзал (Москва): расписание поездов на 2021 год. 

А также на сервисе RZD.RU совершить онлайн покупку билетов, что очень удобно, потому что практически на все направления можно осуществить электронную регистрацию на рейс и не стоять в очередях к билетопечатающему терминалу или кассе.

Кроме пассажирских поездов дальнего следования с Ленинградского вокзала можно доехать на электропоездах и "Ласточках" до Химок, Зеленограда, Солнечногорска, Клина, Твери, Конаково. А также на платформе Лихоборы (старое название НАТИ) можно пересесть на одноименную станцию МЦК (14-я линия наземного метро) и добраться до любой точки города.

Все сведения о времени отправления и прибытия, с какой платформы производится посадка и сколько стоит билет на поезд можно узнать прямо сейчас.

С недавних пор на Октябрьской дороге произошло обновление подвижного состава и теперь к услугам пассажиров новые электропоезда категории “Комфорт”.

Казанский (Рязанский) вокзал

История и современность Казанского вокзала на фото разных лет.Фото Казанского вокзала от 19 века до наших дней.

Вполне естественно и дальше знакомиться с вокзалами, расположенными рядом, на "Площади Трех Вокзалов". Продолжу с Казанского вокзала, построенного с 1962-1884 году. Здание вокзала очень гармонично вписывается в архитектуру местности, похожие на боярские хоромы башни и строения вокзала вторят величественному зданию гостиницы Ленинградская, которая тоже расположена на Комсомольской площади за Каланчевским путепроводом.

Здесь же, на Каланчевке, находится административное здание ОАО РЖД  и рядом же, на Краснопрудной улице — управление Московской железной дороги, филиала ОАО РЖД.

С Казанского вокзала поезда и электрички следуют в восточном направлении, что в принципе, понятно по названию вокзала. 

Электропоезда, следующие в Рязанском направлении - следуют с левосторонним движением и электрички прибывают к платформам с необычной левой стороны, тогда как все остальное пригородное движение на Московской дороге правостороннее. Виной этому участие в строительстве рязанского направления дороги английских инженеров.

История Казанского вокзала

Первый поезд в Подмосковную Коломну вышел от вокзала в июне 1862 года, хотя строительство его было завершено только в 1864 году. Изначально вокзал предназначался для пассажиров Рязанской железной дороги и назывался Рязанским, но в 1894 году сюда же была присоединена и Казанская жд и название поменялось на теперешнее.

Строительство и реконструкция здания вокзала, к которому мы привыкли в настоящее время, начато было в 1913 году и длилось долгих 27 лет, вплоть до 1940 года. Архитектор Щусев в проекте вокзала использовал принцип “хоромной” архитектуры (эти принципы были применены архитектором в строительстве  станции метро Комсомольская и гостиницы “Москва”. Этот же архитектор проектировал мавзолей В.И.Ленина). Комплекс башен и рядов объединены угловой башней, напоминающей очертания Сююмбеки в составе Казанского кремля. На шпиле этой башни можно увидеть фигуру дракона, изображенного на гербе Казани. Также на одном из зданий вокзала можно рассмотреть часы со знаками зодиака.

Казанский вокзал в наше время

Казанский, единственный вокзал в столице, где выход к метро происходит прямо с перрона. Мне сам вокзал напоминает восточный базар. В нем великое множество магазинчиков, ларьков и киосков. Причем, как в здании вокзала, так и на перронах и в подвале вокзала (есть даже супермаркет Билла). И даже второй этаж вокзала изобилует торговыми точками.

С Казанского вокзала можно добраться в Уфу, Казань, Самару, Нижний Новгород, Анапу, Воронеж, Чебоксары и другие города России, а также в ближнее зарубежье: Узбекистан, Киргизию, Казахстан.

Заказ онлайн билетов возможно с нескольких сервисов: RZD.ru, ТуТу.ру и др.

 Расписание, актуальные цены и прочую информацию о поездках можно узнать по ссылке ниже

Казанский вокзал (Москва): расписание поездов на 2021 год. 

Электропоезда Рязанского направления помогут вам добраться до Люберец, Рязани, Шатуры, Воскресенска, Гжели, Куровской, Егорьевска и Коломны и др. городов. Доехать можно как обычными электричками, так и более комфортабельными экспрессами. Парк электропоездов этого направления нуждается в обновлении, но видимо очередь не дошла пока. Н мой взгляд, на этом направлении самые плохие поезда пригородного сообщения. Про время отправления, обо всех изменениях в движении электропоездов и ценах на билеты можно узнать прямо сейчас.

Ярославский (Троицкий) вокзал

Ярославский (Троицкий) вокзал столицы.Фото Ярославского вокзала Москвы разных периодов.

Закономерно продолжить знакомство с вокзалами Москвы с Ярославского вокзала, как одного из трех, расположившихся на Комсомольской площади.

Это  вокзал обеспечивает пассажиропоток в сторону Ярославля, Кирова(Вятки) Читы, Владивостока и других городов Севера и Северо-Востока России.

Вокзал один из самых крупных по объему перевозок. Первое здание вокзала было построено еще в 1862 году, а через 8 лет его перестроили и расширили в стиле северного модерна. Хотя у меня, когда я смотрю на башни здания вокзала, почему-то возникают ассоциации с архитектурой прибалтийских городов.

История Ярославского вокзала

Свою историю вокзал, как я упоминала выше, начинает с 1862 года, когда на Каланчевском поле, на месте сгоревшего в 1982 году Нового полевого артиллерийского двора было построено маленькое здание Ярославского вокзала, поезда с которого ходили до 1870 года только до Сергиева Посада(Загорска). Длина железнодорожных путей была всего 69 км.

Новое здание вокзала было построено по проекту Ф.О.Шехтеля в начале 20 века (1902-1904 г.г.) в неорусском стиле, соединяющем в одно целое разные по формам и масштабам здания.

Здание непохоже на другие, с причудливыми башенками, шатрами и гребнями кровли. Стены вокзала украшены панно с растительным орнаментом, который должен был напоминать, по задумке архитектора, неяркий образ русского Севера.

Перрон вокзала был построен в 1910 году по проекту знаменитого русского архитектора Льва Кекушева.

В 1966 году была проведена реконструкция перрона и появилось помещение со стеклянной стеной.

Первоначально с момента открытия и до 1870 года вокзал назывался Троицкий( скорее всего имя связано с Троицкой Лаврой Сергия Радонежского), с 1970 его переименовали, и до 1922 он был Ярославским. Потом ему дали имя Северный, и вплоть до 1955 года он так и назывался. И только после 1955 года он вернул себе имя Ярославский.

Ярославский вокзал сегодня

В 2005 году во время масштабной реконструкции вокзала было изменено положение билетных касс, увеличилась значительно площадь зала ожидания, появились дополнительные окна  пригородных касс. В 2014 году на здании вокзала появилась архитектурная подсветка из более 500 светильников.

В 2018 году началось строительство дополнительного пути и островной платформы.

Ярославский вокзал занимает первое место в стране по пассажиропотоку. Причем основная часть этого потока приходится на пригородное движение, а это ни много-ни мало, а более 6 миллионов человек в месяц против 500 тысяч пассажиров дальних рейсов. 

Ярославский вокзал — отправная точка  Транссибирской магистрали, С этого вокзала уходят самые дальние поезда в мире, идущие во Владивосток. Также Ярославский вокзал связывает Москву с  Северной железной дорогой, и городами Севера России: Архангельском, Воркутой и др.

Подробнее с маршрутами, временем отправления и прибытия, а также со стоимостью проезда в поездах дальнего следования с Ярославского вокзала можно ознакомиться перейдя по ссылке ниже.

 Расписание поездов Ярославский вокзал

Кроме поездов дальнего следования с вокзала уходят более 200 пригородных поездов в сутки. Добраться на них можно до городов Мытищи, Королев, Пушкино,Сергиев Посад, Фрязино, Щелково, Фрязево, Александров и др.

Подробнее об электричках и РЭКСах, отправляющихся с Ярославского вокзала можно узнать перейдя по активной ссылке прямо сейчас.

Киевский (Брянский) вокзал

Киевский вокзал на картинках от 19 века и до сегодняшнего дня.Фото Киевского вокзала Москвы разных периодов времени.


Киевский вокзал столицы располагается на одноименной площади и рядом со станцией метрополитена, объединившей в себе несколько линий: кольцевую, Арбатско-Покровскую и Филевскую.

В трехстах метрах находится Бережковская набережная Москвы-реки, где расположен старейший причал, к которому причаливают круизные теплоходы и прогулочные катера. В 2022 года в планах запуск регулярных речных маршрутов по Москве-реке от Киевского вокзала через деловой центр «Москва-Сити» до парка «Фили».

Рядом, на площади, между зданием вокзала и ТРЦ "Европейский" находится павильон МЦД, в котором вы сможете узнать о планах строительства и направлениях движения по Московским Центральным диаметрам, два из которых уже благополучно работают для москвичей и гостей столицы.

История Киевского вокзала

В 1897–1899 годах самый большой отрезок земли был выделен под товарную станцию, кирпичный пакгауз для грузов и товарную контору, здание которой сохранилось до наших дней.

Первое здание вокзала было в виде вытянутой постройки с  двумя подъездами. Новый вокзал получил название Брянский по направлению движения поездов, который простоял в таком виде более 15 лет, когда было принято решение постройки самого большого вокзала Москвы.

29 июня 1899 года было проведено освящение помещений вокзала, а 1 августа — открытие новой железной дороги. В Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. 

В 1914 году по проекту архитектора И.И.Рерберга состоялась закладка нового вокзала в стиле неоклассицизма, главный фасад которого был развернут в сторону Москвы-реки. Перекрытие над железнодорожными перронами проектировал архитектор В.Г.Шухов Строительство затянулось на несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году. В 1934 году вокзал был переименован в Киевский, как и одноименный административный район столицы, куда вошло и Дорогомилово.

Киевский вокзал сегодня

В настоящее время, в связи с осложнениями отношений с Украиной, пассажирское движение с Киевского вокзала представлено всего несколькими поездами до Брянска(дневной экспресс двухэтажный), Калуги, Климовска, Анапы, Адлера, Санкт-Петербурга (Стриж), которые курсируют не каждый день, а по специальному расписанию. С ним вы можете познакомиться по ссылке:

Киевский вокзал (Москва): расписание поездов на 2021 год.

Кроме этого с вокзала идут пригородные поезда до Калуги 1, Малоярославца, Апрелевки, Наро-Фоминска, Обнинска, а также аэроэкспрессы до аэропорта Внуково. Сведения о времени отправления и прибытия электропоездов и цены на билеты можно узнать здесь.

Пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская пропускает около 3 720 000 человек в месяц.

С площади Киевского вокзала отправляются городские маршруты автобусов №№ 91к, 119, 157, 205, 266, 320, 394, 474, 622, 791, 840, м17, т7, т34, т39, т39к, а также пригородные до Одинцова № 454 и Власихи № 477.

Рядом с вокзалом расположен огромный торгово-развлекательный центр “Европейский”.

Курский (Нижегородский) вокзал

курский вокзал в картинках: история и современность.Курский вокзал Москвы на фото разных лет.

Для меня это самый неудобный вокзал Москвы из-за прохода к поездам через тоннель, где всегда темно и с трудом определяешь с какого пути уходит нужный тебе поезд.

Вокзал состоит из двух частей — надземной, где расположены кассы и залы ожидания, и подземной — с камерами хранения багажа и тоннелем с проходами к поездам и одноименной станции метро(кольцевой и радиальной). Также на Курской есть переход на станцию. Чкаловская, Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.

С 2020 года железнодорожная станция курская входит в состав Московского центрального диаметра №2, соединившего Нахабино с Подольском. Кроме этой Курской ветки есть еще направление на Ногинск через Балашиху и Железнодорожный и Петушки и Владимир (экспресс РЭКС) (Нижегородская ветка). Вокзал находится на улице Земляной вал, на Садовом кольце, по которому курсируют кольцевые троллейбусы А и Б.

История Курского вокзала

Первое здание вокзала было построено в 1860 годах у Покровской заставы за городской чертой и назывался он Нижегородским. Этот временный вокзал не справлялся с пассажиропотоком и было принято решение о строительстве нового здания на Садовом кольце, где сейчас и находится Курский вокзал.

Строительство по проекту архитектора Орлова было завершено в 1896 году. Здание с белыми колоннами имеет два крыла: правое — Курское, левое — Нижегородское. Вокзал несколько раз подвергался реконструкции в 1938 году, в 70-х годах 20 века, когда было построено новое здание со стеклянным фасадом, обращенным на привокзальную площадь. Свое теперешнее название вокзал получил только в 1935 году.

Курский вокзал наших дней

Вокзал расположен по адресу улица Земляной вал, д. 29.

В 2001 году на привокзальной площади был построен торгово-развлекательный центр «Атриум», загородивший вид на вокзал со стороны Земляного вала и в залах ожидания стало мало света.

В составе Курского вокзала 9 пассажирских платформ и 17 путей(7 тупиковых и 10 проходных). Линии на Курск и Нижний Новгород уходят на юго-восток, а Алексеевская соединительная линия связывает с линиями на Санкт-Петербург, Волоколамск и Смоленск и уходит на север.

С Курского вокзала можно добраться до Нижнего Новгорода, Курска, Белгорода, Старого Оскола,Орехово-Зуево, Владимира, Санкт-Петербурга, Тулы, Орла, Иваново. Курсируют комфортабельные скоростные “Ласточки” и “Сапсаны”. 

Через Курскую идут транзитные поезда, соединяющие Санкт-Петербург с другими городами России и стран ближнего зарубежья: на Нижний Новгород, Ижевск, Волгоград, Челябинск, Кисловодск, Адлер, Баку, Курск, Белгород, Днепр, Кривой Рог?, Орёл, Полтаву?, Харьков? Поезда на Украину временно? не курсируют. В летнее время на туристические маршруты назначаются дополнительные поезда.Часть поездов через Царицыно — Бирюлёво-Товарная идут на Павелецкое направление. Все поезда дальнего следования отправляются с основного перрона.

Подробнее ознакомится с условиями поездок и расписанием можно по  далее.

Курский вокзал (Москва): расписание поездов на 2021 год. 

Проход к платформам, откуда отправляются поезда дальнего следования, электропоезда Курского направления и линии МЦД-2 — через два пешеходных тоннеля, с нижнего этажа вокзала. Выход к платформам Горьковского направления находится в правом крыле здания вокзала, на первом этаже.

В Нижегородском (Горьковском) направлении электропоездом можно добраться до Электрогорска, Ногинска, станции Петушки,Фрязево, Балашихи, Железнодорожного, Купавны и др. Подробности об организации пригородного сообщения с Курского вокзала на Нижний находятся здесь.

В Курском направлении электрички идут до Тулы, Серпухова, Чехова, Подольска, а также Нахабино(Рижское направление — сквозной маршрут МЦД 2).

Связь МЦД-2 с районами города Москвы.27 районов Москвы в которые удобно добираться на поездах МЦД-2.

Курский вокзал, наряду с Ярославским, является лидером по пассажиропотоку. Чтобы разгрузить вокзал с 29 мая 2021 года 24 пары поездов перенесены на вновь открывшийся Восточный вокзал на востоке столицы.

В настоящее время и сам вокзал и железнодорожные пути Курского направления находятся на реконструкции, что создает дополнительные неудобства для пассажиров.

Павелецкий (Саратовский) вокзал

Павелецкий вокзал Москвы: ранее и сейчас.

Павелецкий вокзал еще одно место отправления экспрессов в аэропорт, только теперь в Домодедово. Расположен он на Павелецкой площади, д. 1 и является отправным начальным пунктом Павелецкого направления. Поезда из столицы идут с этого вокзала на Среднее и Нижнее Поволжье,, Центральное Черноземье и Южные регионы России.

Маршруты Павелецкого направления во многом дублируют поезда с Казанского и Курского вокзалов, однако интенсивность перевозок не настолько интенсивна, как на  Курском и Казанском направлении из-за плохой развитости отдельных участков железнодорожного пути.

История Павелецкого вокзала

Вокзал был открыт 1 сентября 1900 года и представлял собой основательное, солидное и удобное по тем временам строение. Он включал в себя просторный вестибюль, залы для пассажиров,, билетные кассы, багажное отделение, телеграф, аптека и буфет. Были предусмотрены залы ожидания для пассажиров первого и второго класса.

Со стороны железнодорожных путей разместились служебные помещения, комнаты для жандармов и царские парадные помещения.

Здание вокзала органично вписалось в архитектуру прилегающей площади и поэтому, когда в 80-х годах двадцатого века при реконструкции параллельно созданию современных удобств для пассажиров, было необходимо сохранить облик московской площади.

Стиль здания был сохранен и в ноябре 1987 года капитально обновленный вокзал принял своих пассажиров. Вокзал в шесть раз превысил возможности старого по объему и в четыре раза по пропускной способности. В настоящее время вокзал может разместить более 10 тысяч человек в час.

Первоначальное название вокзала при открытии было Павелецкий, но в 1901 году он получил имя Саратовский и был вплоть до окончания Великой отечественной войны, а затем опять вернулись к первоисточнику — названию Павелецкий.

Павелецкий вокзал в наши дни

На вокзале имеется имеет 9 высоких пассажирских платформ (8 островных и 1 береговая) и 12 тупиковых путей (11 пассажирских и 1 почтово-багажный). Самый крайний «нулевой» путь, принимает только почтово-багажные поезда и не имеет платформы для пассажиров.

На первую и вторую платформы прибывают и отправляются только поезда дальнего следования. А платформы с третьей по девятую предназначены для пассажиров пригородных поездов, включая аэроэкспрессы.

Посадка пассажиров на экспрессы до аэропорта Домодедово осуществляется на платформах 3 — 7, а прибытие с пятой по девятую. На шестую, выделенную платформу можно попасть только из подземного вестибюля аэроэкспресса или по переходным мостикам с соседних платформ.

С Павелецкого вокзала поезда дальнего следования вас доставят в Адлер, Анапу, Воронеж, Кисловодск, Волгоград, Балаково, Саратов, Камышин, Тамбов, Новороссийск, Астрахань, Махачкалу, Дербент, Владикавказ, Нальчик.

Часть поездов на узловой станции Ожерелье меняет локомотив с электрической тяги на тепловоз и следует до Липецка, но большая часть поездов через станцию Узуново оже со сменой локомотива следуют на юг через Мичуринск.

Здесь опять происходит разделение маршрутов и поезда м Мичуринска-Воронежского следуют в южном направлении, а со станции Мичуринск-уральский через Саратов, Балаково следуют на восток до Астрахани. Все подробности движения поездов и цены на билеты можно посмотреть перейдя по ссылке ниже.

Павелецкий вокзал (Москва): расписание поездов на 2021 год. 

Пригородное движение с Павелецкого вокзала осуществляется как обычными электричками, так и комфортабельными РЭКСами, а также аэроэкспрессами до Домодедово. Подробности поездок на поездах пригородного сообщения смотрите здесь.

Как вы уже наверное догадались, Павелецкий вокзал расположен рядом со станцией метро с одноименным названием Павелецкая (кольцевой и радиальной Серпуховско-Тимирязевской линии) На станции Нагатинская можно осуществить пересадку на 14-ю наземную линию метро — МЦК, соединяющую все линии метрополитена.

На привокзальной площади можно пересесть на автобусы №№ 13, 106, 158, 632, Б, К, н8 и трамваи №№ А(легендарную Аннушку, курсирующую с 1911 года) 3, 38, 39

Аннушка, Аннушка-вострушка, Сколько мы с тобою провели минут! Дорогая Аннушка, ты уже старушка, С каждым днём короче твой маршрут

Рижский вокзал (Виндавский, Балтийский, Ржевский)

Московский Рижский(Виндавский) вокзал на фото разных лет.Фото Московского вокзала от Виндавского до Рижского.

Рижский вокзал находится рядом с метро Рижская Калужско-Рижской станции метро.

В настоящее время с этого вокзала осуществляется только пригородное сообщение с городами Подмосковья. Пассажирское движение с этого вокзала сошло на "нет" после распада Советского Союза и отделения Прибалтики.

Последний фирменный поезд на Ригу «Latvijas Ekspresis» был отменен в 2020 году, а поезда до великих Лук и Пскова отправляются сейчас от Белорусского вокзала. Исключение только для туристических, памятных и ретро-поездов.

История Рижского вокзала

Здание вокзала строилось в 1897—1901 и носило изначально имя Виндавский по названию Виндавской железной дороги(сейчас это Рижское направление МЖД) Вокзал строился по проекту архитектора  С. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга, под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса. 

В 1995 году была произведена реконструкция вокзала, но облик его не изменился, были восстановлены лепнина, интерьер залов и люстры. 

В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.

Изначально на Рижском были  две станции: пассажирская(Москва-Пассажирская Балтийская) и грузовая(Москва-Товарная Балтийская). Но в 1929 году их переименовали в Москва-Пассажирская Ржевская и Москва-Товарная Ржевская соответственно, а в 1963 объединили в одну станцию —  Москва-Ржевская и в этом же году станция стала называться как и сейчас — Москва-Рижская. 

Над главным подъездом вокзала установлены куранты, которые в 2000—2010-х годах отбивали строки из припева песни “Вернисаж” Р. Паулса перед каждым часовым боем.

Рижский вокзал сегодня

В настоящее время Рижский вокзал  современное здание, соединенное системой подземных переходов с одноименной станцией метро. Здесь появилась световая информация, гостиница для пассажиров, комната матери и ребенка.

Правда сейчас станция метрополитена закрыта для пассажиров до декабря 2021 года на реконструкцию, что конечно же создает ряд неудобств. Потому что людям приходится пересаживаться по прибытии на наземный транспорт, чтобы добраться до нужной станции метро.

В этом им помогут автобусы №№ 19, 33, 38, 84, 85, 172, 239, 265, 714, 778, 810, 903, КМ(компенсационный маршрут до ст. метро Проспект Мира), м2, м9, т14, т18, т42, н9

С Рижского вокзала электропоезда идут до Волоколамска, Шаховской, Дедовска, Новоиерусалимской, Румянцево, а также комфортабельные “Ласточки” до Ржевского мемориала через  Тушино, Истру, Волоколамск, Княжьи Горы, Погорелое Городище, Зубцов, Ржев. 

Схема пересадок с МЦД-2 на станции Московского метрополитена.Схема пересадок с МЦД-2 на действующие и строящиеся станции метро.

Станция Ржевская (входит в терминал Рижского вокзала) одна из 38 станций и платформ Московского центрального диаметра № 2(Курско-Рижского), соединившего Подольск с Нахабино.  15 станций из 38 МЦД 2 имеют пересадки на  13 станций метрополитена, 2 станции Московского центрального кольца(МЦК) и 7 станций радиальных направлений Московской МЖД

В здание Рижского вокзала сейчас можно попасть с 07:00 до 22:00 часов, движение поездов МЦД №2 осуществляется с 5:30 до 1:00.

Запуск МЦД №2 позволил сократить до 30% время в пути для жителей Московского региона.

Узнать подробности о движении пригородных поездов, ценах на билеты и изменениях в расписании можно здесь.

В июле  2004 года была открыта экспозиционная площадка Музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги, где представлены около 60 экспонатов железнодорожной техники. 

Ежегодно в майские праздники с Рижского вокзала отправляется «Поезд Победы».

Савёловский вокзал. 

Фотографии Савеловского вокзала Москвы.Самый молодой вокзал Москвы на фото разной поры.

Еще один вокзал, который в настоящее время обслуживает только пригородное сообщение. Летом 1999 года был отменен последний пассажирский поезд № 198 до Санкт-ПетербургаВитебского, а два поезда дальнего следования до Рыбинска и Сонкова были переведены на Белорусский вокзал.

В 2022 году самому молодому(не считая вновь открытого Восточного вокзала) исполнится 110 лет.

В 80-х годах Савеловский вокзал претерпел капитальную реконструкцию, но движения поездов не останавливалось ни на один день.

В настоящее время станция Савеловская входит в состав МЦД 1 и через нее тоже следует аэроэкспресс до аэропорта Шереметьево.

Расположен Савеловский вокзал рядом с одноименной станцией метрополитена Серпуховско-Тимирязевской линии.

История Савеловского вокзала

 В 1897 году Общество Московско-Ярославской железной дороги по инициативе С.И.Мамонтова приступило к проектированию, а затем и строительству новой железной дороги до села Савелово.

Это единственный вокзал, имя которому дали по названию села. Длина первого отрезка железнодорожных путей было около 130 километров, но в дальнейшем планировалось продлить до  Калязина, Углича и Рыбинска.

Строительство вокзала продолжалось с 1897 до 1902 годов в то время за пределами Москвы у Бутырской заставы. В 1900 году решением Городской Думы были изменены границы столицы и вокзал вошел в состав города Москвы. 23 марта 1902 года строительные работы были завершены и состоялось торжественное открытие вокзала с одновременным освящением.

Изначально вокзалу было дано имя Бутырский по названию места расположения. Это было одноэтажное здание. Савёловским вокзал стал называться с 1912 года. В 1936 были образованы две станции: Москва-Пассажирская-Бутырская и Москва-Товарная-Бутырская, объединившиеся к 1957 году в одну — Москва-Бутырская.

С 31 мая 1981 года начато сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно, а в 1988 году к вокзалу протянули линию метрополитена.

В начале 2000 годов их-за низкого пассажиропотока планировалось совсем закрыть Рижский и Савеловский вокзалы. Но этим планам было не суждено сбыться и вокзалы обновленные после реконструкции работают до сегодняшнего дня, правда только для обеспечения пригородного движения. С этого времени вокзал не работает круглосуточно, а стал “дневным.”

Савеловский вокзал сегодня

В конце декабря 2018 года рядом с вокзалом открылась вторая станция метро, соединившая станцию метро Савеловская с Большой кольцевой и Солнцевской линиями.

Схема пересадок с МЦД-1 на линии метрополитена столицы.С МЦД-1 можно пересесть практически на все линии столичного метро.

21 ноября 2019 года запущена МЦД 1, длиною 52 километра, соединившая Лобню с Одинцовым. На диаметре 28 станций, из них 12 станций с пересадкой на 12 станций метрополитена, 2 станции МЦК и 6 радиальных направлений МЖД. Время в пути между конечными станциями сократилось до 80 минут, что позволило на 50% сократить время в пути для пассажиров.

В настоящее время с Савеловского вокзала поездами МЦД 1 и электричками можно добраться до  Дубны и Дмитрова через Лобню и Икшу на северном направлении. А также до Можайска, Звенигорода, Бородино, Дорохово, Голицыно на западном направлении.Подробное расписание со всеми изменениями и ценами на билеты можно узнать здесь.

Пригородное движение на маршрутах осуществляется как обычными электричками, так и РЭКСами и аэроэкспрессами.

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта №№ 72, 82, 84, 87, 382, 384, 466, 727, м10, т3, т29, т47, т56, т78, т79

Восточный вокзал

Московский Восточный вокзал на фото.Восточный вокзал Москвы, открытый в мае 2021 года, на фото.

И наконец самый последний, новый, открывший двери для пассажиров в 2021 году — вокзал Восточный.

Вокзал будет выполнять роль транзитного хаба для движения поездов на восток и использовать третий путь на Московском центральном кольце (МЦК). Также он частично разгрузит Курский вокзал для присоединения его к МЦД-2 и будущего МЦД-4

Впервые за 100 с лишним лет открыт полноценный вокзал, который образовал крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), соединяющий Курское направление со станциями метро и МЦК. Пассажирам стало удобнее и быстрее добираться до мест назначения. В одном ТПУ соединены железнодорожный вокзал, станция метро Черкизовская и станция МЦК Локомотив.

Вокзал был открыт с вводом нового летнего расписания 2021 года.

История Восточного вокзала

Восточный вокзал был построен всего за один год. Сюда с Курского вокзала было переведено 24 пары поездов: «Ласточка» и «Стриж» до Нижнего Новгорода и Иваново, а также транзитные поезда дальнего следования из Санкт-Петербурга и Мурманска в Адлер, Анапу, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Ейск, Кисловодск, Махачкалу, Новороссийск, Челябинск и другие города России.

Общая площадь вокзала с инфраструктурой составляет 9,6 тыс. кв. метров и  включает пассажирский терминал и две платформы – островную и береговую. Для защиты от непогоды построены навесы. Светлые тона интерьера, большие открытые пространства и естественное освещение создают комфортную обстановку для пассажиров. У вокзала два выхода – к станции метро «Черкизовская» и стадиону «РЖД Арена» (бывший Локомотив) и к Щелковскому шоссе. Для комфортной пересадки обустроен надземный переход с естественной вентиляцией, противосолнечным покрытием и инфракрасными излучателями для холодного времени года.

Восточный вокзал построен на месте бывшей грузовой станции "Сортировочная" Рязанского направления МЖД и включил в себя станцию городских электропоездов Юрьевская (бывшая платформа Сортировочная) и пригородных экспрессов.

Восточный вокзал для пассажиров

С Восточного отправляются удобные скоростные «Ласточки» и «Стрижи», следующие из Москвы в Нижний Новгород и Иваново и обратно. 

Однако нужно быть внимательнее, из-за того, что «Ласточки» до Иванова, следующие по маршрутам 818Я и 838Я, и «Стрижи» до Нижнего Новгорода, идущие по маршруту 732Г, все еще отходят с Курского вокзала.

Транзитные поезда из Петербурга и Мурманска доставят вас на курорты  Анапы, Адлера, Новороссийска, Кисловодска, во Владикавказ, Челябинск, Самару и др. города. А поскольку движение этих поездов происходит в объезд центра столицы, то значительно экономится время в пути. Правда некоторые пассажиры отмечают неудобство  расположения вокзала, жалуются на низкие платформы, очереди в кафе. 

Как я уже писала, с Восточного вокзала можно доехать до Сухума (Абхазия), Адлера, Анапы, Белгорода, Владикавказа, Волгограда и других городов Южного и Юго-восточного направления, а также до Санкт-Петербурга и Мурманска. Все подробности о поездах, времени отправления и прибытия и ценах на билеты можно узнать здесь.

Восточный вокзал (Москва): расписание поездов на 2021 год. 

Комфортабельными Ласточками можно доехать до Иваново через Владимир и Шую, а также до Нижнего Новгорода через Орехово-Зуево, Владимир, Ковров-1, Вязники, Гороховец, Дзержинск. Подробности для планируемой поездки можно узнать здесь.

https://www.tutu.ru/station.php?nnst=2001025&list=all

Возле нового вокзала останавливаются маршруты наземного транспорта № 171, на котором вы доедите до Гольяново, Северного Измайлово, Преображенского района.

На остановку автобусов 34 и 52 придётся перейти по переходу через Северо-Восточную хорду.

Есть и ночной маршрут № Н15, который довезет вас до Лубянки, Комсомольской площади и метро Сокольники.

К сожалению, своей парковки у вокзала пока нет и  на такси и личном транспорте лучше в навигатор забивать точку “станция метро Черкизовская”.

Намного удобнее приезжать на вокзал на метро или МЦК и по указателям добраться до нужной платформы по крытым переходам.

На днях уезжала с Восточного вокзала в Санкт-Петербург. Стали сразу понятны отрицательные отзывы пассажиров. По прибытии проходящего поезда на станцию встречаются сразу два потока пассажиров: прибывших в Москву и отъезжающих из нее. МЕста на перроне нет совсем. Люди с багажом толкают друг друга, пытаясь пробраться  к выходу с платформы и на посадку в вагон. Очень некомфортная ситуация.

Сводная таблица с информацией обо всех ЖД вокзалах Москвы.
Название вокзалаАдресСтанция метроТелефон справочной службыУзнать о забытых вещах
Белорусскийплощадь Тверская Застава, 7Белорусская кольцевая, Замоскворецкая8 (800) 775-00-00*+7 (499) 973-22-38
ЛенинградскийКомсомольская площадь, 3,Комсомольская кольцевая, Сокольническая8 (800) 510-11-11+7 (925) 150-32-02;
КазанскийКомсомольская пл., д. 2Комсомольская кольцевая, Сокольническая+7 (499)266-66-44.  +7 (968) 586-44-69
ЯрославскийКомсомольская пл., д. 5Комсомольская кольцевая, Сокольническая+7 (495) 921-08-17+7 (495) 266-83-10
Курскийулица Земляной Вал, 29Курская кольцевая, Арбатско-Покровская, Чкаловская (Люблинско-Дмитровская линия)+7 (499) 266-66-44.+7 (495) 917-31-52
Киевскийпл.Киевского вокзала, д. 1Киевская кольцевая, Арбатско-Покровская, Филевская линии 8 (495) 24-07-071+7 (495) 240-04-15
ПавелецкийПавелецкая площадь, дом 1а Павелецкая кольцевая, Замоскворецкая+7 (499) 266-66-44+7 (499) 950-37-00
Рижскийпл. Рижского вокзала, д. 1Рижская Калужско-Рижской линии+7 (499)266-66-44+7 (499) 266-85-12
Савеловский пл. Савеловского Вокзала, д. 2Савеловская Серпуховско-Тимирязевская, БКЛ, Солнцевская линии метро+7 (499) 973-84-82+7 (499) 266-89-01
ВосточныйОкружной проезд, дом 7, строение 1Черкизовская Сокольнической линии, Локомотив — МЦК8 800 775 00 00*8 800 775 00 00
*Единый телефон справочной службы железнодорожных вокзалов Москвы — 8 800 775 00 00

С каждым годом транспортная сеть столицы пополняется новыми станциями метро и наземными маршрутами автобусов и электробусов, что делает передвижение по городу более быстрым, удобным и менее утомительным.

Если между пересадками с одного поезда на другой у вас остается время, чтобы погулять по городу, посетить торговые центры или отправиться на экскурсию, то вы всегда сможете оставить свои вещи в камере хранения на любом вокзале Москвы.

Камеры временного хранения багажа

Камеры хранения на вокзалах бывают двух видов:

  1. Ручные. Багаж примет сотрудник багажного отделения и выдаст вам чек или квитанцию или жетон. Стоимость хранения в этом случае составит 140 рублей в первые сутки и по 180 рублей — в последующие.
  2. Автоматические. Эти камеры хранения бывают двух типов: электронные или с механическим замком. Существует два способа использования таких камер. В первом сотрудник подберет для вас  ячейку, примет оплату и выдаст жетон, но код на устройстве вы введете самостоятельно. Во втором хранение багажа вы оплатите через терминал и получите пластиковую смарт-карту. В этом случае вам предстоит самому подобрать ячейку по размеру вашей клади.

В случае с автоматической ячейкой хранение вам обойдется:

  1. За малую ячейку в час плата 100 руб. и 50 руб. за каждый следующий час, в сутки обойдется 220 рублей.
  2. Средняя ячейка первый час будет стоить 210 руб. плюс за следующий час добавляется по 80 руб., суточная стоимость 450 руб.
  3. За хранение вещей в большой ячейке, за первый час стоимость составит 150 руб., а каждый последующий – 80 руб. Суточная стоимость составит 360 руб.
  4. В  ячейке для крупногабаритного багажа хранение обойдет в 200 рублей в час, плюс по 100 рублей за каждый последующий час. Суточная стоимость – 500 рублей.*
Чтобы воспользоваться камерой хранения, иметь билет вовсе не обязательно. А вот паспорт должен быть при себе.

*Стоимость услуги может отличаться на разных вокзалах, поэтому уточните ее в справочной вокзала по телефонам, которые есть в таблице выше.

Обратите внимание! При оплате услуги через терминал, загрузить вещи в ячейку нужно в течение 10 минут. В противном случак смарт-карта обнулится и придется платить заново. 

Основные выводы

Реконструкции старых вокзалов, обустройство новых платформ, стоянок для такси и личного транспорта делает жизнь москвичей и гостей нашего города комфортабельнее. Запуск нового вокзала тоже следовало этим целям.

Городские власти многое делают, чтобы жизнь в большом городе приносила больше удовольствия и меньше проблем. Строятся новые развязки, расширяются дороги. Недавно запущенные в эксплуатацию Северо-Восточная и Северо-Западная хорды и строящиеся Юго-Восточная хорда и Южная рокада будут иметь выходы на МКАД и обеспечат между собой съезды-выезды транспорта, что безусловно положительно скажется на решении проблем автомобильного передвижения по Москве и ближнему Подмосковью.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение