На днях мне дочь прислала фотографии из путешествия по Израилю. На живописных картинках из Хайфы мой взгляд зацепился за изображение, которое вы видите в начале этой статьи. На вопрос, что это за живописные террасы, мне ответили, что это бахайские сады, а монументальное здание на самом верху – усыпальница Баба.
До этого времени у меня никакой информации ни об этом памятнике архитектуры, ни о самом Бабе, ни о бахаи не было от слова совсем. Любопытство взяло верх и я полезла в интернет читать, что же это за религия такая? Вот что я нашла.
Начало учения Баба
В 19-м веке, т.е. сравнительно недавно, в Иране появилась совершенно новая религия, которая быстро привлекла к себе миллионы адептов. Но из-за того, что шииты не оценили нового религиозного течения и начались репрессии сторонники бахаи были вынуждены переехать в Палестинские земли. Сейчас центр этого культа находится в Израиле.
В городе Ширазе на юге Ирана, административном центре провинции Фарс, родился Али Мухаммад, примкнувший позже к шиитской секте, которая ждала скорого появления исламского мессии – Махди. Однако в 25 лет он стал называть себя посланником Всевышнего и проповедовать учение, которое отличалось от ислама. С того времени его стали называть Баб, что означает «врата».
Учение Баба предвещало появление пророка, подобно христианству и магометанству. Идеи религии стали очень популярны среди беднейших жителей Ирана, т.к. в них были заложены посылы о всеобщем равенстве(бедных и богатых, мужчин и женщин ит.д.) Баб заявил, что Бог принципиально непознаваем (а значит, духовенство не нужно), отменил множество исламских догматов.
Бахаулла
Среди первых восемнадцати учеников Баба — Живых Букв, нечто сродни апостолов — был молодой иранец Бахаулла(слава Аллаха). Он объявил себя пророком, отказавшись от многих привилегий богатой аристократии, имеющей влияние в Иране, представителем которой была его семья.
За эту деятельность он подвергся преследованию, едва не стоившему ему жизни, и в конечном счете был вынужден бежать в Османскую империю. Там его тоже не особенно приветствовали и отправили в ссылку, выбрав в этом качестве Палестину, как наиболее некомфортную “дыру”. Там он, жил, пока не умер. За время своей жизни он успел:
- Написать несколько книг,
- обосновать догматы своей веры,
- создать для нее систему управления,
- начать обращение людей за пределами Ближнего Востока.
заметка Религия получила название от его имени.
Бахаи верят в единого Бога и единое человечество, считают, что все религии мира по сути одно и тоже, полагают, и что Всевышний проявляет себя через пророков. В их число включаются:
- Адам,
- . Авраам,.
- Моисей,
- . Кришна, .
- Будда, .
- Иисус, .
- Мухаммед,.
- Баб, .
- Бахаулла и многие другие.
Так как вера бахаи появилась не так давно, она впитала в себя многие прогрессивные идеи, популярные в начале прошлого века:
- Ее приверженцы придерживаются интернационализма,
- выступают за мир во всем мире,
- считают равными мужчин и женщин,
- ввели демократическую систему управления своей религии.
Первая по значимости святыня религии бахаи – Усыпальница Бахауллы в Бахджи — небольшое здание в Акко, на западе Галилеи, в Израиле, где в 1892 году был похоронен Бахаулла, последователь Баба, основатель веры бахаи. Мавзолей стал местом паломничества и поклонения приверженцев бахаи, также как и соседний особняк Бахджи (особняк восторга), в котором Бахаулла жил и умер.
Слухи и толки
В то время, как многие большие религии и небольшие сектантские ответвления постоянно оказываются в эпицентре финансовых махинаций или щекотливых скандалов, бахаисты, чаще всего, мирно живут. Хотя, в интернете можно найти небольшой скандал вокруг нравственности бахаистов в Индии: на одном сайте с возмущением рассказывается, что пришлые иранские бахаисты идут против индийских обычаев и разлагают местных индийских бахаистов, вступая в любовные связи с ними, что приводит к разводам или угрозе разводов.
В настоящее время, достоверно известно, что после Исламской революции семидесятых, бахаисты подвергаются преследованиям в Иране как сектанты, оскорбившие ислам. Сразу после революции были вывезены за город и убиты все члены Национального Духовного Собрания бахаи.
До 2018 года в тюрьмах Ирана находились семь лидеров бахаи, вычисленных и арестованных — включая двух женщин, к которым относятся так же сурово, несмотря на декларируемую снисходительность и особую защиту женского пола со стороны мусульманских лидеров Ирана.
Кроме лидеров, в тюрьмах без предъявления конкретных обвинений сидят и некоторые простые бахаисты. Абитуриентов из числа бахаистов отказываются зачислять в институты. Но, поскольку это слишком малозначимо для «скандала», о преследованиях бахаистов знает очень мало людей других религий.
Куррат Уль-Айн
Одной из проповедников Живой буквы(последователей Баба) была поэтесса по прозвищу Куррат Уль-Айн. Дочь муллы, ушедшая из семьи очень молодой, чтобы учиться и обучать — а позже и проповедовать — Куррат Уль-Айн постоянно напоминала новым адептам Баба:
- Что перед миром и Богом женщины и мужчины равны,
- что у одного мужчины должна быть одна жена,
- что ни одна женщина не должна жить, прячась от мира за стенами гарема и покрывалом на лице.
Вчерашние мусульмане, вновь испеченные бабисты, не могли этого принять и даже пытались разоблачить поэтессу, написав письмо самому Бабу с требованием пролить свет на вопрос равенства. Неужели оно и для женщин тоже? Хотя это могло стоить потери последователей, Баб твёрдо отвечал, что Куррат Уль-Айн не искажает его учения и её должно слушать.
Саму поэтессу много раз закрывали в тюрьме. Однако, тюремщики попадали под обаяние её речей и начинали допускать к ней паломников, желающих послушать проповеди. Поэтому власти решили ее выслать прочь, подальше от столицы. Убить ее они не решились, т.к. это сделало бы ее в глазах верующих святой. Бывший муж и свекор закрыли Куррат Уль-Айн в стенах дома собственного дома, но Бахаулла, узнав об этом, забрал ее из-под “домашнего ареста” и поселил у себя дома.
Как известно, шах Ирана Насреддин, предложил поэтессе стать его женой, если она отречется от учения Баба и вернётся в ислам. Однако ответом было стихотворение, в котором Куррат Уль-Айн пожелала шаху богатства и счастья, а своей судьбой называла странствия нищего монахаВскоре после этого её убили, а вещи сожгли, словно она была колдуньей.
Рай — это путешествие к Богу
Вера бахаи подкупает и напоминает мистические учения двадцатого века — хотя родилась раньше них. Бахаисты верят, что Бог один, но он принципиально непознаваем. Он может говорить с людьми, являясь в понятной им форме. Жизнь человека, учит бахаи, подобна жизни плода во чреве матери. Это развитие, но это и подготовка к настоящей жизни. После смерти душа человека будет странствовать по мирам. Если она в своих духовных устремлениях будет приближаться к Богу, то это будет райским блаженством. Ад — это противоположность, невозможность приблизиться, из-за собственных пороков и лености душе к Богу.
Среди духовных практик бахаи, помимо рекомендаций по молитве и медитации, есть сознание, что свои таланты необходимо направлять для пользы человечества. То есть художник рисует картины, писатель создает книги для совершенствования, а если ты считаешь, что у тебя нет таланта, ты можешь прочитать сказку больному старику, посадить дерево или присмотреть за ребенком. Вас все это направит на духовный путь.
Среди идеалов бахаи:
- всеобщее равенство, без каких-либо условий,
- искоренение крайней бедности и богатства,
- польза от всеобщего образования,
- отказ от экстремизма, азартных игр и алкоголя.
У них есть свой календарь из 19 месяцев и 19 дней, свой религиозный пост, аналогичный мусульманскому, и три ежедневных обязательных молитвы.
У бахаи нет официальных ограничений на еду или представление о плотских половых сношениях как о нечистых, что традиционно делало сосуществование с другими религиями проблематичным.
Но самое неожиданное то, что если в семье не хватает денег на обучение всех детей, родителям приходится выбирать девочек или девочек постарше в качестве учителя и наставника младшим, ведь женщина всегда может учить в своей семье (или она это как правило делает).
Первые общины бахаи в России
В конце XIX века в Ашхабаде в Российской империи появилась первая община бахаи.. Это было возможно как минимум по двум причинам: во-первых, в 1882 году верующие из Персии подверглись гонениям за свою веру, они нашли убежище в Туркестане, во-вторых, русские мыслители проявили большой интерес к молодой религии и активно распространяли ее идеи.
Социальные изменения и духовное развитие личности — два взаимозависимых процесса. Следуя этому видению Бахауллы, община бахаи начала активно применять принципы и законы Его учения в своей жизни:
- Вопреки общественной традиции того времени, бахаи Ашхабада открыли две школы для мальчиков и девочек, независимо от их социального и религиозного происхождения.
- Рядом с Храмом Бахаи, построенным в городе Ашхабаде в начале ХХ века, были построены библиотека, читальный зал, больница и паломнический домик, где каждый мог не только поклоняться Богу, но и находить возможности для собраний, где помимо новых знаний можно было получить и поддержку.
- Честный и самоотверженный труд бахаи Ашхабада позволил им искоренить бедность в своем районе и внести большой вклад в улучшение жизни города.
В 1880-е годы общины бахаи появились в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Баку, Ташкенте, Самарканде и других городах Российской империи.. Сообщество постепенно растет, добавляя людей разных национальностей и общин. Бахаи включают учение Бахауллы в свою повседневную жизнь, осуществляя гуманитарную и просветительскую деятельность для свободного распространения идей Веры.
Период ограничения деятельности российской общины бахаи и ее последующее возрождение
После смены политического строя в Российской империи в 1917 году деятельность бахаи первоначально была ограничена, а в конце 20-х годов они были изгнаны из России или сосланы в Сибирь и Казахстан. Многие были брошены в тюрьму просто из-за своей религии. Преследование достигло своего апогея в 1938 году, когда все общины бахаи были уничтожены.
Одним из основных принципов Веры Бахаи является послушание правительству нации. Хотя эти немногие верующие оставались верными своей вере, они одновременно подчинялись правительству, которое запрещало религиозную деятельность.
Этот темный период в истории веры в Российской Империи продолжался до 1990-х годов, когда бахаи начали делиться Словом Божьим со своими гражданами, участвовать в содержательных беседах об улучшении общества и личной трансформации. Реализация социальных проектов и участие в обновлении институтов управления вероисповеданием.
Российская община бахаи сегодня
На данном этапе в Российской Федерации насчитывается около 35 общин бахаи. Русские верующие происходят из разных мест, имеют разные национальности и разное религиозное происхождение.. Они прилагают усилия в процессе построения новой цивилизации и приглашают всех граждан внести свой вклад в изменение общества.
Бахаи считают, что духовное и материальное развитие России неизбежно с учетом прошлого опыта, стремления к истине, справедливости и высоким идеалам. Чтобы построить духовно и материально благополучное общество и действовать на основе полученных знаний для улучшения собственной жизни, российские бахаи стремятся глубоко понять учение Бахауллы. Преобразующее влияние видения Бахауллы отражается на общественной жизни, вокруг верующих, которые постепенно начинают применять учение в своей повседневной жизни, понимая необходимость гармонизации своих духовных и материальных потребностей.
Именно поэтому российские бахаи стараются направить все свои усилия на продвижение общедоступных образовательных процессов и построение духовно и материально процветающих обществ, видя возможность индивидуальных и коллективных изменений в людях и сообществах.
Основные выводы
Благосостояние человечества, мир и безопасность достижимытолько тогда, когда прочно утвердится единство его.
Бахаулла
У этой религии множество последователей по всему миру, но мы почти никогда о ней не слышим. Может быть, потому, что она не развязала пока ни одной войны. Долгое время бахаи считали разновидностью ислама, но в конце концов пришлось признать — это своя конфессия со своими святыми и своими правилами. Например, бахаи исповедует равноправие не только бедных и богатых, но и мужчин и женщин.
На сегодняшний день количество последователей бахаи достигло уже восьми миллионов. Было подсчитано, что это самая быстрорастущая конфессия с 1910-го по 2010-й год. Больше всего верующих проживает в Африке к югу от Сахары, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии. Но культурным центром считается Израиль, поскольку здесь жил, творил и ушел из жизни Бахаулла.
Принято считать, что многие социальные «изобретения» двадцатого века были вторичны — всё давно уже придумали бахаисты. Но если они предвосхитили будущее, то рядом с ними и нами до сих пор существуют люди из прошлого:
- староверы;
- старообрядцы;
- мормоны и др.
А вы слышали ранее об этой вере? Может в Вашем окружении есть адепты бахаи? Поделитесь в комментариях.
Оставить комментарий